НОУ   Русская Техническая Школа  
 

Главная

+7(499)-262-3400; 628-5150

     
 

Профессия: Слесарь по ремонту автомобилей 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РУССКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА"

"ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ"


"Гидрокомпенсаторы клапанов. Устройство и работа."

Устройство гидрокомпенсатора на основе цилиндрического толкателя привода клапанов ГРМ показано на рисунке. Основной частью гидрокомпенсатора является плунжерная пара, состоящая из самого плунжера (4) и его втулки (3). Зазор в сопряжении между этими деталями составляет порядка 0,005 – 0,008 мм.

При повороте распределительного вала кулачок вала (1) поворачивается к цилиндрическому толкателю (7) привода клапанов тыльной стороной и нагрузка на толкатель снимается (Позиция 1 и 2).
Клапан ГРМ (12) под воздействием распрямляющейся клапанной пружины (6) закрывается. Цилиндрический толкатель, при этом, под воздействием той же пружины клапана, перемещается вдоль своей направляющей, выполненной в головке блока, возвращаясь в исходное (верхнее) положение, находясь в постоянном контакте с кулачком РВ.
При достижении цилиндрическим толкателем предельного верхнего положения и при продолжающемся вращении РВ, между деталями может образоваться зазор. Но этого не происходит потому, что  пружина (11) плунжерной пары (3 и 4) гидрокомпенсатора распрямляется и, воздействуя на плунжер (4) перемещает цилиндрический толкатель в направлении кулачка распределительного вала до соприкосновения с ним, выбирая (компенсируя) зазор «h», возникающий между парой трения кулачок РВ – цилиндрический толкатель.
При перемещении плунжера объём внутренней полости «А» компенсатора увеличивается, а давление масла в этой полости снижается и становится меньше рабочего давления в системе смазки.
В определённом положении цилиндрического толкателя (Позиция 1) впускное отверстие (9) гидрокомпенсатрора совмещается с масляным каналом (10) в головке блока и масло начинает поступать в полость «В» компенсатора.
Под действием рабочего давления масла в полости «В» открывается перепускной шариковый клапан (8) и масло поступает в камеру «А», заполняя увеличивающийся объём камеры.
Пока давление масла, действующего на клапан из полости "В", будет больше суммарного усилия пружины клапана и давления, действующего на клапан из полости "А", клапан будет открыт. Когда полость «А» заполнится маслом полностью, давление в ней станет равным давлению в полости «В» (рабочему давлению масла) - шариковый клапан (8) закроется под воздействием своей пружины (5).
При набегании кулачка распределительного вала на цилиндрический толкатель (Позиция 3) на детали гидрокомпенсатора действуют механические нагрузки, которые через плунжер (4) и втулку плунжера (3) передаются на масло, находящееся внутри корпуса гидрокомпенсатора. В силу того, что внутренняя полость компенсатора герметична, давление масла внутри полости растёт пропорционально увеличению механической нагрузки на детали привода клапанов. Так как масло несжимаемо, то плунжерная пара компенсатора работает как жёсткая опора между цилиндрическим толкателем и стержнем клапана (12) ГРМ, передавая усилие от РВ на клапан. Клапан открывается.
При сжатии гидрокомпенсатора часть масла из его внутренней полости «В» и, в меньшей мере, из полости «А» выдавливается через зазоры между втулкой плунжера (3) и цилиндрическим толкателем. Давление в полости «В» становится меньше давления в полости «А» и, при сбегании кулачка с цилиндрического толкателя, пружина (11) плунжерной пары гидрокомпенсатора распрямляется и перемещает цилиндрический толкатель (7) в направлении кулачка распределительного вала, выбирая (компенсируя) зазор «h». Цикл повторяется.

К основным неисправностям гидрокомпенсаторов можно отнести:

  1. Износ плунжерной пары;
  2. Износ перепускного шарикового клапана, его засорение или заедание в приоткрытом или закрытом положении;
  3. «Завоздушивание» (попадание воздуха) во внутренние полости компенсатора;

Износ плунжерной пары приводит к увеличению зазоров в соединении плунжер – втулка и втулка – цилиндрический толкатель и, как следствие, утечки масла из рабочих полостей через образовавшиеся зазоры, уменьшению давления в полостях и «проседанию» гидрокомпенсатора. Отсутствие достаточной жёсткой связи между РВ, передаточными деталями и клапаном вследствие вытекания масла приводит к появлению шумов и стуков при работе двигателя.
Аналогичные симптомы наблюдаются также при неисправности шарикового клапана.
Завоздушивание системы может произойти после длительного перерыва в работе двигателя из-за вытекания масла из гидрокомпенсаторов. Воздушные пробки, как правило, самоликвидируются после непродолжительной работы двигателя.
При выполнении ремонтных работ на двигателе, снятые гидрокомпенсаторы должны храниться полностью погруженными в чистое моторное масло.

 

Курсы автослесарей, автоэлектриков, автожестянщиков, диагностов НОУ "Русская Техническая Школа". Пройти обучение.

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика